Виды конфликтов и способы их разрешения.


Типы конфликтов:
1. Реалистические и нереалистические.
Реалистические – направлены на достижение определенного результата.
Нереалистические – выражение отрицательных эмоций – самоцель.
2. Внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой, социальный.
Динамика развития конфликта:
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ конфликтной ситуации, РАЗНОГЛАСИЙ (несовместимость интересов, ситуации, целей, мнений, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого чедловека) – возникновение ПРЕДМЕТА конфликта основного противоречия, ради разрешения которого стороны вступают в борьбу)
- ВОЗРАСТАНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ
- ОСОЗНАНИЕ конфликтной ситуации (оценка чужих действий как преднамеренно враждебных с целью помешать достижению желаемых целей или унизить)
- Собственно конфликтное поведение – обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия для затруднения достижения целей противника и реализации собственных интересов в ущерб другой стороне
- РАЗВЕРТЫВАНИЕ конфликта или его РАЗРЕШЕНИЕ

В случае развертывания, конфликт становится деструктивным, т.е. продолжается расширение конфликта, даже если причинные го устранены, а также характеризуется ростом агрессивных действий.
В случае разрешения, конфликт становится конструктивным, т.е. старые отношения отрицаются, формируются новые отношения, корректируется взаимодействие и находятся средства для предотвращения будущих конфликтов.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации:
- настойчивость, принуждение (достижение цели любым способом, агрессивность, использование власти)
- уход – стремление уйти от конфликта
- приспособление, уступчивость (отказ от борьбы, от своих интересов)
- компромисс (взаимные уступки)
- сотрудничество (решение проблемы, учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение)

Шаги решения конфликта:
1. Выявить скрытые и явные причины конфликта.
2. Выявить, какие интересы, желания у конфликтующих.
3. Понять доводы, аргументы, интересы оппонента.
4. Эмоциональная выдержка, сохранить позитивное отношение к оппоненту (дайте партнеру «выпустить пар» агрессии – самому вести себя спокойно; не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах).
5. Отделить отношения и эмоции от самой проблемы (оба спокойно обоснуйте свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу).
6. Искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон.

Нельзя в конфликтной ситуации:
- критически оценивать партнера
- приписывать ему низкие или плохие намерения
- демонстрировать знаки превосходства
- обвинять и приписывать ответственность за конфликт только оппоненту
- игнорировать его интересы
- видеть все только со своей стороны
- преуменьшать вклад и заслуги оппонента
- преувеличивать свои заслуги
- раздражать, кричать, нападать
- задевать «болевые точки» оппонента
- обрушивать на оппонента множество претензий








































Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн