Этапы развития психологии.


Как и любая система научных знаний, психология имеет свою исто¬рию, которую условно можно разделить на четыре этапа.
На первом этапе представления о психике человека носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой. В оду¬шевленности видели причину развития явлений и движения. Арис¬тотель распространил понятие психического на все органические про¬цессы, выделяя растительную, животную и разумную души. Позже сложились две противоположные точки зрения на психику — мате¬риалистическая (Демокрита) и идеалистическая (Платона). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению же Платона, душа не имеет ничего общего с материей и, в отличие от по¬следней, идеальна. Познание мира — это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеаль¬ном мире до того, как попала в тело человека.
На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Так, Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексом на воздей-ствия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. В то же время, Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа со¬знания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования. Позднее в XVII в. английские ученые Т. Гоббс и Д. Гартли развили де¬терминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функ¬ционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеции разработали чрезвычайно важную концепцию о социаль¬ном опосредовании психики человека.
На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль¬шую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний сыгра¬ли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний людей, а также проведение непо¬средственных экспериментальных исследований их психики. В начале XX в. основатель бихевиоризма американский психолог Д. Уотсон указал на несостоятельность деккарто-локковской концепции созна¬ния и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т. е. на поведении человека.
На четвертом (современном) этапе развития психологиче¬ской науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в мно¬гоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интере¬сы практической деятельности людей и общества.
Зарубежная психологическая наука использовала различные подхо¬ды к осмыслению психики человека: психоаналитический (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм и др.); бихевиористский (Д. Уот¬сон, Э. Толмен, К. Халл, Р. Бейлз, Б. Скиннер и др.); когнитивистский (У. Найссер, А. Пайвио, Ф. Хайдер, Ф. Фестингер и др.); гуманисти¬ческий (Г. Олпорт, Г. Мюррей, Г. Мэрфи, А. Маслоу, К. Роджерс и др).
Российская психологическая наука придерживается диалектико-ма-териалистического взгляда на происхождение психики. В конце XIX — начале XXвв. его активно разрабатывали И. М Сеченов, И. П. Павлов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, К. Н. Корнилов, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе и др. Однако с началом массовых сталинских репрессий в 30-е гг. прошлого века эти исследования затормозились на трид¬цать лет и возобновились лишь в 60-е гг.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн