Затем – дошкольный возраст. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реаль¬ные отношения со сверстниками.
Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра. На первом этапе игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра , она преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми. Затем – сюжетно-ролевая игра как деятельность, в которой дети берут на себя социальные роли взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях упрощенно воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Основные элементы СРИ: а) роль или персонаж; б) ситуация, в которой происходит реализация роли; в) действия, которыми реализуется роль; г) предметы, посредством которых действует играющий; д) отношение к другому персонажу. Помимо игры: изобразительная деятельность.
Основные новообразования дошкольного возраста – комплекс готовности к школьному обучению. Состоит из: а) коммуникативная готовность; б) когнитивная готовность; в) уровень эмоционального развития; г) технологическая оснащенность; д) личностная готовность.
Идет развитие речи в сторону увеличения словарного запаса и умения им пользоваться. Сенсорное развитие: усвоение представлений о разнообразных свойствах и от¬ношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями вос¬приятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир. Развитие мышления: на основе наглядно-действенной формы мыш¬ления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Формирование и совершенствование мыслительных действий. Развитие образного мышления. Усвоение логических форм мышления. Развитие внимания, памяти и воображения. Вначале происходят количественные изменения, затем – качественные: все становится произвольным.
Главная страница =>Психология=>к оглавлению