Воля и ее роль в регуляции деятельности

Проблема воли была одной из центральных в психологии в 18-19 вв. В начале 20-го в. в связи с общим кризисом психологии проблема воли отошла на 2-й план, т.к. оказалась самой трудной для новой методологии (в американской психологии даже отказались от термина "воля", заменив ее термином "устойчивость поведения"). Сейчас ее опять исследуют. Исследования разделены между разными научными направлениями: бихевиористы изучают волевые формы поведения, в психологии мотивации изучают волю в плане преодоления внутренних конфликтов, в психологии личности выделяют волевые характеристики личности. Но многие ученые предпринимают усилия сделать учение о воле целостным. Теории: В.А. Иванников – концепция реактивного / активного поведения; Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин – поведение человека изначально активно, и он при этом способен сознательно выбирать формы поведения, для чего и нужна воля. Определение: воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в способности сознательно управлять психикой и поступками (Немов).
Откуда: Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примерами непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта. Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.
Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций "трудного мира" и 2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн