Классификация эмоций и чувств

Основаниями классификации эмоций и эмоциональных состояний могут служить общие свойства эмоций: фазность и полярность. Фазность представляет собой смену состояний любых эмоций: напряженность сменяется расслаблением, активность пассивностью и т.п. Полярность является продолжением свойств фазности эмоций. Смена фаз в развитии эмоций – это изменение их на противоположные, полярные (народная примета: будешь много смеяться, скоро заплачешь). Известно деление эмоций по данным основаниям на стенические иастенические, положительные и отрицательные. Стенические эмоции повышают активность, энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость («я готов рвать и метать»).Астенические эмоции угнетают жизнедеятельность, уменьшают активность, энергию («...поникли гордой головой») Эмоции горя, страха, гнева, ненависти могут проявляться как стенические и астенические, в зависимости от типа нервной системы и волевых качеств личности. Положительные эмоции – это большой класс эмоциональных состояний, способствующий эффективной жизнедеятельности людей: удовольствие, радость, счастье, ликование, любовь и т.д. Отрицательные эмоции представлены классом эмоций, угнетающих жизнедеятельность людей: неудовольствие, горе, печаль, страдание, ненависть, стресс, фрустрация и др. Человек, у которого преобладают положительные эмоции, мыслит саногенно (позитивное мышление). Человек с преобладанием отрицательных эмоций, мыслит патогенно (негативное мышление).
Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств – амбивалентность, которое проявляется в способности человека переживать одновременно два противоречивых чувства (например: люблю и ненавижу; счастье в страдании).
В зависимости от интенсивности (силы, глубины), устойчивости, длительности и скорости протекания процессов различают следующие виды эмоций: 1) настроение – слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, преобладающее в течение некоторого времени. Оно может быть весьма длительным и кратковременным. Настроение ощутимо влияет на профессиональную деятельность и поведение личности; 2) аффект – это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция (носящая характер эмоционального взрыва) на сильные раздражители: восторг, ужас, отчаяние, ярость и т.п. Аффекты, за редким исключением, носят негативный характер. Они являются следствием невоспитанности, слабой воли, распущенности. В управленческой и педагогической деятельности аффективное поведение наносит непоправимый вред делу. Необходимо непременно учиться владеть эмоциями, поставить их под контроль разума и воли; 3) страсть - это длительное устойчивое и глубокое эмоциональное чувство (состояние), ставшее характерологической чертой личности. Страсть всегда приводит к крайним последствиям: либо положительным, либо отрицательным. Управленцу и педагогу следует знать методики работы с натурами увлеченными, страстными.
Важное значение для управленца и педагога имеют знания отрицательных последствий стресса и фрустраций, влияющих на профессиональную деятельность. Стресс – это эмоциональное состояние, отличающееся большой внутренней напряженностью; процесс, в ходе которого мы оцениваем ситуацию и боремся с возникшей опасностью. Выделяют три стадии стресса: 1) реакция тревоги (мобилизация, готовность к борьбе); 2) сопротивление (борьба со стрессом); 3) истощение (слабость, разрушение). Третью стадию называютдистресс, именно на этой стадии организм, психика человека терпит поражение и характеризуется обессиленным состоянием.
Стресс возникает в условиях конфликта, при перенапряжении в общении, при чрезмерной умственной и физической загруженности и усталости. Затяжной, безуспешный характер борьбы с проблемной ситуацией (стрессором) может вызвать дистресс, который приводит к физиологическим изменениям в организме человека, изменениям в его поведении: повышению возбуждения, растерянности, дезорганизации деятельности, бессвязной речи, ошибкам в восприятии, депрессии, в крайних случаях к смерти. Фрустрация - это крайняя степень стресса, приводящая личность к полной дезорганизации в сознании, поведении и деятельности (например, состояние обреченности, безвыходности).
Уровень стресса зависит от того, как мы относимся к событиям нашей жизни, какие эмоции (положительные или отрицательные) мы чаще переживаем, насколько целеустремленны, организованы в делах, насколько умеем точно рассчитать свои силы, правильно отдыхать и многое другое.
Важно знать, что человек не должен бояться стресса (более того, в определенных дозах он необходим для саморазвития, преодоления самого себя, решения проблем), если он не переступает третью стадию его развития.
В психологии эмоций выделяют также виды чувств: нравственные (моральные), интеллектуальные, эстетические и практические чувства (возникающие в процессе деятельности, а также исходящие от телесной активности человека).

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн