Психическое развитие дошкольника от 3 до 5 лет.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный состав речи. 1,5 года- 100 слов, 3 года – 1000-1100, 6 лет – 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он, верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. У младших дошкольников память непроизвольная. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы становятся годами детских воспоминаний. Восприятие в дошкольном возрасте благодаря проявлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Постепенно начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта. В связи с ее появлением и развитием восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Эмоции ребенка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер. Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце период к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. В раннем возрасте можно было наблюдать всего лишь истоки самосознания ребенка. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразование дошкольного детства. Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Начинается осознание себя во времени.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн