Проблема периодизации психического развития человека.

Проблема периодизации психического развития в детском возрасте является фундаментальной проблемой детской психологии. Ее разработка имеет важное теоретическое значение, поскольку через определение периодов психического развития и через выявление закономерностей переходов от одного периода к другому, в конечном счете, может быть решена проблема движущих сил психического развития. Можно утверждать, что всякое представление о движущих силах психического развития должно быть, прежде всего, проверено на «оселке» периодизации. От правильного решения проблемы периодизации во многом зависит стратегия построения системы воспитания и обучения подрастающих поколений в нашей стране. В этом заключается практическое значение этой проблемы, которое будет нарастать по мере того, как будет приближаться время для разработки принципов единой общественной системы воспитания, охватывающей весь период детства. По теоретическим основам все предложенные в науке схемы периодизации детского развития можно разделить на три группы. К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. В качестве примера можно назвать периодизацию детского развития, основанную на биогенетическом принципе. Онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез. Ко второй группе периодизаций следует отнести те наиболее многочисленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для разделения на отдельные периоды. Типичным примером для этой группы служит попытка Блонского расчленить детство на эпохи на основании дентиции, то есть появления и смены зубов. Третья группа попыток периодизации детского развития связана со стремление перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития. Так, например, попытка Гезелла построить периодизацию детского развития, исходя из изменения его внутреннего ритма и темпа, из определения «текущего объема развития».

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн