Психологические особенности развития преддошкольников (1-3 г.)

Наступает психологическое отделение от матери. Связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляется самосознание. Сензитивный период к усвоению речи. К 3-м годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. Говорит 1000-1500 слов. В раннем детстве развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным: в наглядной ситуации что лежит, их не привлекает. Элементарные формы воображения. Не способен лгать. Восприятие аффективно окрашено – импульсивный характер. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее и что-то с ней сделать. Память представляет собой узнавание, нет опоры на прошлый опыт. Мышление – наглядно-действенное. Примерно в 2 года у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредотачиваясь на самих действиях с ними. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро исходящие, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Отсутствует соподчинение мотивов. Ребенка очень легко отвлечь. Не умеют сопереживать. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. В 2 года начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание – первичная простейшая форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн