Психическое развитие ребенка от рождения до 1 года.

Новорожденность – кризис новорожденности. Переход при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов. Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже. Мозг продолжает развиваться, он вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом с подкорковыми центрами, а также с недостаточно зрелой корой. Ощущение новорожденного недифференцированны и неразрывно связаны с эмоциями (слиты), это дало Выготскому говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояний ощущений». Важные события – возникновение слухового (на 2 и 3 неделе) и зрительного (3-5 неделя) сосредоточения. Специфическая социальная развития – беспомощность, биологическая связь с матерью, зависимость от взрослого человека. Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» - бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Далее переход – младенчество. К 4 месяцам не просто видит, уже смотрит, активно реагирует на увиденное. Реагирует на цвет. Развивается пространственное восприятие (в частности глубины). Для развития необходимо удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая обстановка не была однообразной. Ощупывание предмета, движения рук. 5-6 месяцев – хватание предмета – первое целенаправленное действие. Ж.Пиаже – круговые реакции (цепи одинаковых, повторяющихся действий). 7 месяцев – соотносящие действия (вкладывает маленькие предметы в большие). 10 месяцев- первые функциональные действия, но они еще не предметны. Восприятие и действие позволяют судить о первоначальных формах наглядно- действенного мышления. Усложнение познавательных задач. Появляется узнавание, после 8 месяцев восстановление в памяти образа. Появляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при физическом дискомфорте, расслабление при удовлетворении потребности. После 3-4 месяцев улыбается знакомым. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых. К концу 1 года стремится е только к эмоциональным контактам, но и совместным действиям. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн