Роль методов беседы, анкеты и анализа продуктов деятельности в возрастной психологии.

Анкета – метод сбора статистического материала путем прямого опроса испытуемого. Есть области психологического исследования, в которых часто применяют анкетный метод. Например, учителю для правильной постановки педагогической работы важно знать интересы детей, их отношения к учебным предметам и т.д.. Все эти вопросы изучаются в основном с помощью анкетных исследований. Есть и такие области психологии, в которых метод анкеты совсем не применим (изучение внимания, мышления). При исследовании этих процессов главное значение имеет разумная, продуманная во всех деталях организация исследования с таким расчетом, чтобы можно было точно наблюдать и учитывать течение данного процесса. Анкетный же метод вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Ценность материала, получаемого при анкетировании, находится в прямой связи со степенью естественности условий, в которых происходит опрос. Для успешной работы кроме нормального самочувствия испытуемого, необходим определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. Беседа и изучение продуктов деятельности. Для изучения учащихся часто используют беседу, которая может дать ценный материал для познания ребенка. Успешность беседы зависит от степени ее подготовленности (наличие четкого плана беседы, учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика и т.д.) и от искренности даваемых ответов. Важную роль играет беседа с учащимися, в процессе которой раскрываются условия их жизни, влияние на них взрослых, художественной литературы и пр. Такой материал позволяет выяснить особенности формирования личности учащихся: их характера, темперамента, интересов и способностей. Объективность сообщенных в беседе данных во многом зависит от такта учителя, его умения выяснить интересующие обстоятельства не столько в форме прямых вопросов, сколько косвенным путем. Например, для выявления нравственных чувств учащихся можно провести беседу о героях совместно просмотренного фильма или прочитанной книги. В системе методов психологического исследования существенное место занимает изучение продуктов деятельности или, точнее, изучение психических особенностей на основании продуктов деятельности. Зная основные вехи жизни ребенка можно понять, в результате каких обстоятельств сформировались те или иные черты личности.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн