Особенности формирования идентичности в юношеском возрасте.

Проблема идентичности, в различных ее аспектах (динамика, структура, виды и т.д.) является одной из основных в современной психологической науке. Термин “идентичность” в русском языке употребляется нечасто и преимущественно в значении “тождественность”, однако Э. Эриксон подразумевал под идентичностью также цельность и непрерывность личности. Становление идентичности является важнейшей задачей ее развития. Э. Эриксон создал свою теорию идентичности, исходя из клинического анализа непостоянства “Я” при неврозах. Исключительная важность феномена идентичности стала ясна Эриксону в ходе психотерапевтической практики после второй мировой войны. Его пациентами были солдаты, вернувшиеся к мирным занятиям. Мужественно перенося все тяготы войны, они заболевали неврозом в условиях мирной жизни. У пациентов наблюдались следующие симптомы: чувство страха, тревоги, изоляции, утрата способности к эмоциональному общению. Совокупность этих симптомов, по мнению Э. Эриксона, была присуща размытой идентичности. Причину комплекса подобных невротических симптомов Э. Эриксон усмотрел в изменении социальных условий существования личности. Солдаты в армии занимали четко определенное место в обществе, были включены в социальные отношения, имели устойчивые цели и систему ценностей, специфические способности и личные качества, необходимые для выполнения воинских обязанностей. После окончания войны солдаты должны были включиться в новые социальные отношения, найти новое место в послевоенном обществе. Иначе говоря, солдаты должны были сформировать новую идентичность взамен старой. Трудности подобной перестройки и вызвали невротическое состояние, Э. Эриксоном как диффузность, или потеря идентичности. Э. Эриксон исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования идентичности в процессе взросления человека. Ученый построил схему развития человека, выделив восемь этапов, охватывающих всю жизнь – от рождения до старости. Свою модель Э. Эриксон основывал на эпигенетическом принципе, взятом из эмбриологии: каждый этап развития содержит моменты, решающие для дальнейшей эволюции. Идентичность создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития. Переход от одной формы идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Первая цельная форма идентичности формируется в юношеском возрасте (Э. Эриксон не выделяет отдельно подростковый возраст). Этот период характеризуется самым глубоким жизненным кризисом. К этому кризису приводят три линии развития: бурный физический рост и половое созревание; эмоциональная нестабильность и озабоченность тем, “как я выгляжу в глазах других”, “что я собой представляю”; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.
Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, и идентификацией и самоопределением. Если юноше не удается решить эти задачи, у него формируется размытая идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1. уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2. размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
3. размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то приоритетной деятельности;
4. формирование “негативной идентичности”, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для поведения.
Канадский исследователь Джеймс Марша в 1996 году выделил четыре этапа развития идентичности, измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодого человека.
1. “Неопределенная, размытая идентичность” характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.
2. “Досрочная, преждевременная идентификация” имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно , а в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чуждых мнений, следуя чужому примеру или авторитету.
3. Для этапа “Моратория” характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
4. На этапе достигнутой, “ зрелой идентичности” кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.



Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн