Характеристика близнецового метода исследования.

В экспериментальных исследованиях детской психологии определенное значение имеет близнецовый метод. Как известно, однояйцовые близнецы имеют одну и ту же наследственность. Они представляют собой как бы два экземпляра одного и того же организма. В случаях, когда нужно проверить некоторые условия и возможности развития проводят исследование на близнецах. Этот метод был использован например, в работе А.Р.Лурия и Ф.Я.Юдович. Исследователи длительной время наблюдали двух близнецов, у которых было замечено серьезное отставание в развитии речи. Результаты исследования показали, что одним из факторов, препятствующих развитию полноценной речи, являлось то обстоятельство, что общение этих близнецов друг с другом не создавало объективной необходимости в развитии полноценной, развернутой речи. Ограниченные общением друг с другом, близнецы испытывали лишь потребность указать на что-нибудь в процессе практического действия, но не более. Другим фактором было предрасположение к задержке речи – косноязычие. Тогда исследователи провели специальный формирующий эксперимент. Они разлучил близнецов, поместив их в разные группы детского сада, создав этим объективную необходимость в общении с другими детьми. Чтобы установить удельный вес косноязычия в развитии речи, они ввели в эксперимент дополнительное условие: с одним из близнецом (более слабым) начали специальные речевые занятии с целью развить у ребенка лучшее различение звуков, отработать лучшее произношение и т.д.. В результате были получены данные о развитии речи и всего психического развития под влиянием необходимости общения, выявлены различия в их речи и мышлении в связи с тем, что один из близнецов систематически обучался речи.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн