Этапы развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Также он развивал идею о том, что “мышение ребенка не может быть выведено только из врожденных психобиологических факторов и из влияний физической среды, но должно быть понято также и преимущественно из тех отношений, которые устанавливаются между ребенком и окружающей его социальной средой.
Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребёнок в формировании всё более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.
Он ввел 2 основных понятия: 1. Принцип развития живого в природе – адаптация в природном мире. В ходе развития субъект вступает в сложные активные отношения с объектом. В результате этого взаимоотношения происходит взаимное, постепенное преобразование субъекта и объекта. У объекта раскрываются новые качества, связи, отношения. А у субъекта открываются новые способы воздействия на мир в ходе его познания и преобразования. Адаптация осуществляется в ходе двух процессов: ассимиляции (преобразование внешней среды в соответствии со схемами, планами, потребностями субъекта) и аккомодации (изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды). Иногда они находятся в равновесии. Но чаще доминирует один процесс. Когда ребенок подражает взрослому, доминирует аккомодация. А когда он использует предметы-заместители в игре, доминирует ассимиляция.
Этапы развития интеллекта:
1. От рождения до 1,5-2 лет – сенсомоторный интеллект. Активная адаптация во внешнем мире посредством внешних материальных действий, которые выполняются последовательно и развернуто. Центрация на свобственном теле – с рождения до 8 месяцев. Объективация практического интеллекта посредством различных действия (рассматривание, сосание, жевание, хватание и т.д.) – с 8 месяцев до 12 месяцев.
2. От 2 – 11-12 лет – сенсомоторный интеллект. От 2 – 7 лет – этап дооперациональный. Внешние материальные действия благодаря повторению схематизируются и с помощью символических средств - игры, обучения и речи - переносятся во внутренний план. То есть внешние действия становятся внутренними, но это еще не мысль. От 7 – 12 лет – этап конкретных операций. Операция, во-первых, это действие внутренние, которые когда-то были внешними. Во-вторых, внешние действия, от которых берут свое происхождение операции, это не любые действия, а специальные – классицирование предметов на классы. В-третьих, операция подчиняется принципу обратимости. То есть для каждой операции можно подобрать обратное действие, восстанавливающее исходное положение вещей. В-четвертых, это скоординированность системы – они не существуют сами по себе, только в виде системы. Системы операций называются «группировкой». Единицей мышления Пиаже считал группировку. Простейшая операция включает в себя сложение классов, умножения классов, оценка тождества, обратимости и композиция. Ребенок осуществляет мысленно конкретные действия с конкретными предметами.
3. От 12 – 16 лет – этап формальных операций. По мнению Пиаже, завершается развитие интеллекта, потому что развитие мышления подчиняется законам формальной или операторной логики. Дети могут мысленно выдвигать гипотезы, получать из них следствия, использовать их для проверки гипотез. Используют мысленно операции дедукции, комбинаторики, широко варьируют пропорциями. В целом они мыслят суждениями, умозаключениями.
Оценка: он показал, что развитие идет не по линии накопления знаний, а по качественного преобразования механизмов, которые лежат в основе мышления. Но критикуем его за преформизм – он считал, что ребенок с необходимостью пройдет все эти этапы, это закон развития, взрослый не может ничего принципиально изменить в этом. Он считал, что обучение следует за развитием.



Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн