Понятие ведущей деятельности. Основные типы ведущей деятельности.

Ведущая деятельность - это та деятельность которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.
Леонтьев выделяет 3 признака ведущей деятельности:
1. Возникают и дифференцируются новые виды деятельности.
2. В ведущей деятельности изменяется личность.
3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление).
В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:
u эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми;
u орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;
u сюжетно-ролевая игра дошкольника;
u учебная деятельность в младшем школьном возрасте;
u личностное общение подростков;
u профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

Потребность в общении у ребёнка возникает очень рано, примерно в один месяц после кризиса новорождённости. Он начинает улыбаться маме, радоваться при её появлении.
Общение с взрослыми создаёт хорошее настроение, повышает активность ребёнка – это становится основой для развития ребёнка: движений, восприятия, речи. Если потребность в общении не удовлетворяется (дети в больнице, в д/д), они отстают в психическом развитии. Такие дети вялы, безразличны, физическое развитие плохое, мало двигаются, ощупывают своё тело. Дети при хорошем гигиеническом уходе отстают в физическом развитии. Недостаток общения в младенчестве носит название госпитализм. Таким образом, в первый год жизни полноценное общение важно для ребёнка. Неполноценное общение сказывается на развитии ребёнка отрицательно и позже и на разных возрастах имеет свою специфику.
М. И. Лисина изучала изменение общения ребенка с взрослым человеком на протяжении детства. Ею выделено 4 формы общения:
1) Ситуативно - личностное (до 1 года). Особенность сиюминутного взаимодействия ребёнка и взрослого; привлекает только личность взрослого. Ограничено рамками ситуации общения. Содержание общения эмоциональный контакт.
2) 1-3 года - ситуативно-деловое сотрудничество. Ранний возраст, эмоциональный контакт с мамой + потребность в сотрудничестве, которая реализуется в совместной деятельности с взрослыми.
3) 3-5 лет - внеситуативно – познавательное общение.
Побуждается познавательными мотивами, вырывается из ситуации, где были раннее интересы. Источник информации – взрослый.
4) 4-6 лет внеситуативно – личностное общение. Взрослый авторитет, чьи задания и требования принимаются по-деловому без капризов и отказа. Важно при подготовке к школе.
5) Младший школьник – деловое сотрудничество в учебной деятельности.
6) Подростки – стремление к независимости от взрослого, ограждение сторон жизни от контроля взрослых.
7) Старший школьник – интерес к взрослому опыту, доверие в отношении с взрослым.
Принципы общения взрослого и ребёнка.
Принятие ребёнка таким, какой он есть.
Безусловная любовь к ребёнку
- если ругают, всё равно ребенок знает, что его любят;
- если «двойка», то не говорят что он дурак;
- радуются успехам ребёнка.
Есть и другая любовь: когда отвечает требования родителей, послушен, хорошо учится, подает надежды на будущее.
Плохо сказывается на ребёнка неприятие, это может быть в любой семье (Мама красива – дочь замкнута, некрасивость раздражает маму). Положительное ожидание, связанные с принятием ребенка. Эксперимент Розенталя. Эмпатия – сопереживание другому. Адекватное выражение своего отношения к ребёнку.



Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн