Методы ВП:

1. Наибольшее количество исследований строится на основе метода возрастных поперечных срезах, то есть путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по возрасту. (Пример: Векслер – тест на интеллект среди разных возрастных групп и разных профессий).
1. Более выигрышным является лонгитюдное, или продольное исследование (метод возрастных продольных срезов), в котором развитие какого-то качества, свойства или группы качеств, свойств отслеживается на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза. На самом деле, длительного периода онтогенеза. Первое лонгитюдное исследование - Арнольд Гетел (провел сравнительное исследование развитие нормы и патологии от рождения до 16 лет включительно, используя сравнительные данные развития моторики, общения, речи). Дело в том, что, когда мы используем метод возрастных поперечных срезов, то здесь явно вмешивается «когортный эффект», то ест при сравнении возрастных групп возрастной фактор не является первостепенным. На первом плане здесь выступают социокультурные факторы – образование, развитие информационных технологий и т.д. И представители разных возрастных групп являются, прежде всего, представителями разных поколений. Тут возникает большая серьезная проблема. Известно, что метод возрастных поперечных срезов применим только тогда, когда развитие происходит в более менее одинаковых условиях, то есть это дошкольный и школьный возраст.
Методами исследования возрастной психологии являются:
1) наблюдение; 2) опрос; 3) эксперимент; 4) моделирование.
Наблюдение бывает внешним и внутренним. Внешнее наблюдение осуществляется посредством наблюдения за субъектом, а получаемые результаты фиксируются. Внутреннее наблюдение – это самонаблюдение, когда психолог исследует явления, происходящие в его собственном сознании. Подобный метод используется вслучае возникновения ненадежных внешних факторов, влияющих на проведение исследования. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. По объективным внешне выраженным показателям психолог судит об индивидуальных особенностях протекания психических процессов, психическом состоянии ребенка, чертах его личности, темпераменте, характере. Характерная особенность метода наблюдения состоит в том, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Наблюдения следует проводить систематически и по определенному плану, схеме или программе, что обеспечит наблюдателю изучение именно тех вопросов и фактов, которые он ранее наметил.

Опрос проводят с целью изучить ответы на ряд задаваемых вопросов. Существует несколько разновидностей опросов: устный опрос и письменный опрос-анкета. Применяя тесты, получают количественный и качественный результаты. Есть два вида тестов – это тест-опросник и тест-задание. В экспериментальном методе исследования для наиболее яркого проявления тех или иных качеств, необходимых для исследователя, ситуации создаются искусственно (в них и проходит эксперимент).

В эксперименте экспериментатор проводит опыт, осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами испытуемого. Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого. Существуют две разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно повторять опыт, а также вмешиваться в протекание психических процессов. Экспериментатор может варьировать условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения, что дает возможность находить более рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися.
Метод моделирования применяют в случае недоступности проведения иных методов исследования.


Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн