Социальная ситуация и ведущая деятельность в раннем возрасте.


Социальная ситуация в раннем детстве получила название «ребенок - ПРЕДМЕТ – взрослый» В этом возрасте ребенок полностью поглощен предметом. Социальная ситуация развития предполагает новый тип деятельности, который рождается в период раннего возраста, она направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Она предметная, т. к. мотив деятельности заключен в предмете. Общение становится формой организации предметной деятельности. Лисицына считала, что общение ребенка со взрослым в этом возрасте принимает ситуативно-деловую форму. Главный повод для контактов – практическое сотрудничество, на центральное место выдвигается деловой мотив. Возникает ситуативно-деловое общение - время, в течении которого дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами к культурно- фиксированным действиям с ними.
Вед. деятельность – предметная или предметно-орудийная. Заключается в присвоении ребенком общественно выработанных способов употребления всех окружающих его вещей. По форме – это всегда совместная со взрослым деятельность, т.к. способ действия первоначально всегда принадлежит взрослому, который передает его ребенку. Инициатива действия принадлежит ребенку. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного – это первое направление развития предметного действия. Второе направление – это линия развития ориентации в системе свойств предмета, которая, по Эльконину, является предпосылкой развития ролевой игры.

Основные новообразования раннего возраста.
Ранний возраст сензитивен развитием речи. Эльконин писал, что для периода раннего детства характерно интеллектуальное решение задач. В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. По мнению Мухиной, в общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если эти слова многократно повторяются в сочетании с определенными жестами. Позднее ребенок начинает понимать слова вне зависимости кто их произносит и какими жестами сопровождаются. Ранний возраст это начало сензитивного периода для развития предметного восприятия (с 2 лет). Под влиянием восприятия происходит развитие мышления в раннем возрасте. Решающую роль играет предметная деятельность. Обучаясь выполнять действия, ребенок начинает ориентироваться на связь между предметами. По Выготскому, в интеллектуальном решении очень рано начинает играть роль речь. По Леонтьеву, центральное значение имеет обобщение ребенком решения ряда сходных задач, что приводит к выделению приема. На основе обобщений возникают мысленные действия, когда ребенок действует образами, представлениями о предметах и способах их употребления. На третьем году в умственном развитии начинает формироваться знаковая функция сознания – использование одного объекта в качестве заменителя другого. Память в этом возрасте носит непроизвольный характер. Развивается воображение – воссоздание того, что предполагается в словесном описании или рисунке. В совместной деятельности со взрослым активно развивается личность ребенка. Появляется новообразование, которое принято называть «Я» - потребность действовать самому, она выражается в требовании ребенка – «Я сам».

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн