Общая психологическая характеристика старости.

Старость — заключительный период человеческой жизни, условная граница которого с периодом зрелости связана с отходом человека от непосредственного участия в производительной жизни общества. Подобно другим возрастным периодам жизни, старость представляет собой сложный феномен, детерминируемый не только биологическими, но и культурно-историческими факторами. Известна значительная вариативность сроков наступления и длительности периода старости, а также места и роли пожилых и престарелых людей в обществах с разным типом культуры и уровнем социально-экономического развития. Согласно принятой геронтологами периодизации, в современном индустриально развитом обществе выделяются пожилой возраст (60—75 лет), старческий возраст (75—90 лет) и возраст долгожителей (90 лет и выше). Однако определение достижения старости по хронологическому возрасту не всегда оправданно из-за огромных индивидуальных различий в появлении признаков старения, выражающихся в постепенном снижении функциональных возможностей человека.
Помимо прогрессирующего ослабления физических сил и здоровья, старческий возраст характеризуется и собственно психологическими изменениями: отмечается тенденция к интеллектуальному и эмоциональному "уходу" из сферы общественной жизни в переживания внутреннего мира, осмысление и оценка прожитой жизни, сокращение или потеря психологического будущего. При этом в большей или меньшей степени может утрачиваться гибкость во взаимоотношениях с окружающими и нарастать ригидность взглядов, а некоторому обеднению эмоциональной сферы может сопутствовать усиление депрессивных тенденций, обидчивости и ранимости в общении. Заметное увеличение времени реакции (т. е. временного интервала между предъявлением какого-либо сигнала и началом ответа на него испытуемого) считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Однако данные о постепенном ослаблении по мере старения процессов восприятия и возможностей двигательной сферы сочетаются с весьма неоднозначной картиной изменений в области интеллекта, памяти и других высших психических функций. Постепенное снижение умственной работоспособности и опережающее ослабление оперативной памяти по сравнению с ясностью воспоминаний далекого прошлого (явления "дальней реминисценции" и автобиографической памяти) практически бесспорны. В то же время ухудшение результатов в интеллектуальных тестах может объясняться не столько снижением собственно мыслительных возможностей, сколько особенностями мотивации пожилых и старых людей, в частности, утратой ими интереса к обычно используемым заданиям формально-логического типа и переориентацией на иное смысловое содержание, практически не затрагиваемое классическими тестами.
Более 30 лет назад В.В. Фролкисом была разработана адаптационно-регуляторная теория старения, согласно которой в позднем возрасте наряду с разрушительными процессами, сокращением адаптивных возможностей организма существуют процессы, направленные на поддержание его высокой жизнедеятельности, на увеличение продолжительности жизни, которые были названы ВИТАУКТОМ (vita – жизнь, auctum - увеличивать) Витаукт стабилизирует жизнедеятельность организма, восстанавливает и компенсирует многие изменения, вызванные старением, способствует возникновению новых приспособительных механизмов.

Теория старости и старения.
Исследования процесса старения, являющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процесс развития, т.е. обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, а также его соответствующего обеспечения, замедляется, а в последствии переходит в стадию регрессии, или инволюции, что получило название старения.
Понятия о сущности, причинах и механизмах старения со временем менялись. Это связывалось не только с развитием научных знаний, но и изменением особенностей старения в обществе. Росла прежде всего средняя продолжительность жизни, последнее определяло изменение условий жизни и социального строя, успехи медицины и другие преимущества прогресса и цивилизации.
Современные представления геронтологии базируются на следующих положениях:
1. Старение и старость являются закономерным процессом возрастных изменений, происходящих в ходе онтогенетического развития на всех уровнях жизнедеятельности;
2. Старение клеток, органов, функциональных систем и психических процессов происходит неравномерно. Закон гетерохронности развития и инволюции универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностном уровне. Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созревают и развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковое значение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроков биологического, социального и психического развития.
3. Процесс старения сопровождается ослабление гомеостатических процессов и одновременно приспособлением всех систем организма к новому уровню жизнидеятельности.
Биологические теории старения.
Биологические подходы к старению
Биология изучает живые организмы на разных уровневых срезах: организм как целостную систему, подразделяющуюся на составляющие ее органы и клеточные компоненты вплоть до молекулярного строения. В соответствии со взглядами биологов, большинство живых организмов, как растений, так и животных, с возрастом утрачивают свои функциональные способности.
Представители биологической науки связывают понятия старения и старости с «закатом» и ухудшением состояния организма и его различных органов. В зарубежной геронтологии чаще всего Цитируют четыре основополагающих критерия, связанных со старением, которые были предложены известным на Западе геронтологом Б.Стрехлером [Strehler B.L., 1962].
1. Старение, в отличие от болезни, является универсальным процессом, ему подвержены все без исключения члены популяции.
2. Старение является прогрессирующим, непрерывным процессом.
3. Старение есть свойство любого живого организма.
4. Старение сопровождается дегенератирующими изменениями (в противовес изменениям организма при его развитии или «взрослении»).
Таким образом, по мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются базовыми, сущностными биологическими свойствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, включая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь измерить природу и предел возрастных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить последствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом теорий, непосредственно затрагивающих тематику процесса старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубежом две из них. Это теории «программированного старения» и «непрограммированного старения».
«Программированное» старение (327 стр «психология развития») теория естественного отбора
«Непрограммированное» старение(327-328 стр «психология развития») воздействие может происходить в результате случайного повреждения клеток, необычного воздействия на молекулы, которые в свою очередь, изменяют структуру клеток, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулы ДНК, несущую и себе генетическую информацию.
Психологические подходы к старости (это на экзаменах отвечать не надо, это для общего развития)
В обыденной жизни принято уделять гораздо больше внимания психологическим аспектам старения, нежели биологическим. Однако, как ни странно, сама психология как наука в полной мере практически почти не занималась проблемами старости. Лишь сравнительно недавно, когда над современным обществом навис «пресс» глобальных демографических изменений, проблемы психологического старения стали предметом пристального изучения психологов-теоретиков. Эти исследования стали активно проводиться в рамках междисциплинарных проектов в контексте исторических, экологических и биологических подходов, причем каждое традиционное направление психологии вносило в эти исследования свои специфические нюансы и варианты. Рассмотрим некоторые из них.

Познавательная сфера старости. (стр 335«психология развития»)
Многие пожилые люди не только достаточно долго сохраняют высокий интеллектуальный потенциал, работоспособность и профессиональную компетентность, но и достигают вершин подлинной мудрости. Появление мудрости — особого феномена интеллектуального развития, открывающего перед человеком "сферу знаний о фундаментальных жизненных законах и реалиях" (П. Балтес, Э. Эриксон), — служит важным аргументом против сведения содержания старости к процессам инволюции, т.е. психологического угасания и регресса. Накопленные современной наукой данные позволяют рассматривать старость как качественно своеобразный отрезок онтогенеза, на протяжении которого развитие человека продолжается, хотя и в особой форме, существенно отличающейся от процессов развития в детстве. Вопреки распространенным представлениям показано, что значительная часть людей пенсионного возраста сохраняет профессиональные качества, достаточно высокую работоспособность и стремление к активной деятельности. О значительном потенциале поздних периодов человеческой жизни говорят также известные факты высокой творческой продуктивности отдельных ученых, представителей искусства и других профессий не только в пожилом, но и в старческом возрасте.

Особенности личности в старости.(стр 340 «психология развития»)
Неправомерно, таким образом, связывать с периодом старости только регрессивные явления. Старость может рассматриваться и как период личностного развития. В современной науке наиболее разработанная психологическая концепция старости как особого самоценного периода человеческой жизни принадлежит Э. Эриксону. Согласно его теории психосоциального развития личности, старость знаменует достижение мудрости и чувства удовлетворения, полноты жизни и исполненного долга, высший уровень личностной интеграции в случае позитивного осуществления предшествующих возрастных стадий. Если, напротив, главнейшие задачи предшествующих возрастных этапов не были реализованы, то старость сопровождается разочарованием и ощущением бесполезности прожитой жизни, отчаянием и страхом смерти. В качестве актуальных для современного общества проблем психологии старости активно изучаются личностные свойства стареющего человека и влияние на него таких факторов как характер семейных отношений, сохранение привязанностей, возможности посильной занятости и др. Установлено, что сужение сферы общения, круга интересов, падение социальной и физической активности не только сами являются результатом старения, но и, в свою очередь, значительно ускоряют этот процесс. Современная наука ставит проблему создания средств и условий для активной, полноценной жизни в пожилом и преклонном возрасте, необходимости подготовки человека к наступлению старости.
Способность выполнять посильную работу и достаточная занятость, дающие пожилому человеку возможность чувствовать себя полезным для окружающих, составляют основные условия психологического благополучия в поздние периоды жизни. Установлено также, что происходящее в силу объективных причин сужение социальных контактов у лиц пожилого возраста не означает утраты ими потребности в тесных эмоциональных связях, а бытующие в житейском сознании представления об "эмоциональном уходе" как общей особенности всех престарелых людей безосновательны.


Био–и социогенетические концепции развития психики
Биогенетическая теория обращает основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально–психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.
Теория рекапитуляции С. Холла.
Главным законом психологии развития С. Холл считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации, а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12—13 лет) до наступления взрослости (22—25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.
Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституциональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э. Йенш, разрабатывая главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических факторов (тип телосложения и т. п.), предположили, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая–то связь. Э. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легковозбудимый, непосредственный, крайне неустойчивый по настроению), а на другом – шизоидный (замкнутый, неконтактный, эмоционально скованный) типы. Последователь Кречмера К. Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям, например предподростковый возраст с его бурными вспышками соответствует циклоидным периодам, юность с ее тягой к самоанализу – шизоидным.
Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психофизиологии. Однако попытки понять закономерности развития психики, исходя только из биологических законов, естественно, не увенчались успехом. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие. В большинстве случаев типичный для биогенетического подхода акцент на органическом характере процесса развития сочетается с какими–то другими положениями.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. Так, К. Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей ее среды. Однако свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Левин связывает психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна. Ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, Левин оставляет в тени его общесоциальные детерминанты, такие как социальное происхождение, род занятий, общие условия развития.
Общая черта био–и социогенетического подхода к развитию психики состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором – на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн