Общая характеристика биогенетического подхода к проблеме развития.


К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции Ст. Холла, которая явилась результатом перенесения биологического закона на процесс онтогенетического развития ребенка. Биогенетический закон (давший название этой группе концепций) был сформулирован Э. Геккелем и И. Мюллером в отношении эмбриона: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе. Следует отметить, что в самой биологии этот закон встретил критику и вокруг него развернулась научная борьба
С. Холл сформулировал подобный же закон для послеутробного развития: онтогенез есть краткое повторе¬ние истории развития человеческого общества. Основания этой концепции связаны с наблюдениями за детьми: роется ребенок в песочке — это пещерная стадия жизни людей; аналогично в развитии ребенка находили нечто такое, что соответствовало стадии охоты, стадии обмена и т. д.
В рамках концептуальной схемы биогенетического подхода (с его признанием ведущей роли наследствен¬ности в детском развитии, преформированного характе¬ра этого процесса) создавалась теория трех ступеней дет¬ского развития К. Бюлера. Эта теория интересна попыт¬кой качественного анализа особенностей процесса развития (выделения стадий или этапов развития пове¬дения). К. Бюлер выделил три ступени развития — инстинкт, дрессура, интеллект. К. Бюлер под влиянием 3. Фрейда выдвинул в качестве основного принципа развития всего живого принцип удовольствия. В разных формах поведения меняется место удовольствия, такое перемещение и лежит в осно¬ве первостепенных стадий развития поведения. Элько¬нин писал, что эта теория уже принадлежит истории и интересна она лишь тем, что ставит проблему истории детства
Возникла теория конвергенции, или теория двух факторов, разработанная В. ШтерномГ]
В. Штерн был специалистом в области дифференциальной психологии, в которой наиболее остро стоит проблема взаимоотношения биологического и социаль¬ного. В это же время в психологии существовали две тео¬ретические концепции, одинаково имеющие право на существование, — эмпиризм и нативизм. Если из двух противоположных точек зрения каждая может опирать¬ся на серьезные основания, то истина должна^заключа-ться в их соединении, —так полагал В. ШтернГс его точ¬ки зрения, психическое развитие является результатом конвергенции внутренних данных с внешними условия¬ми. Пример тому — игра: окружающая действительность Доставляет материал для игры, а то, как и когда ребенок будет играть, зависит от врожденных компонентов ин¬стинкта игры. В этой конвергенции ведущее значение остается за врожденными компонентами. Так возникла проблема «взвешивания» относительной роли двух на¬званных факторов [16] Л

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн