Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.

Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры 1. Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все профессии, которые имеются в окружающей действительности. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. 2. Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В детской игре происходит перенос значений с одного
предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предме-
ты, за которыми не закреплено никакого действия (или заместители). Какое значение имеет символика игры? По мнению
Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми. В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.
Эволюция действия, по Д. Б. Эльконину, проходит следующий путь: - ребенок ест ложкой; - кормит ложкой; - кормит ложкой куклу; - кормит ложкой куклу, как мама. На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий (оно для другого человека) - в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры. 3. Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте. Роль игры в развитии психики ребёнка:
1) В игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками;
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо";.
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо);
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности);
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Теории детской игры. В советской психологии игра исследуется с 30-х годов. Впервые проблему создания теории детской игры поставил Выготский Л. С. Он определяет игру как исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Выготский считает, что игра есть целевая деятельность; по мере развития осознается цель игры, рассматривая в качестве подтверждения этого положения спортивные игры, т. е. игры с вырожденной мнимой ситуацией. Мнимость в теории Выготского является центральным моментом игры. Она и определяет сознание играющего ребенка, двойной план этого сознания. Это выделение легло в основу теории Эльконина Д. Б. Он определяет игру следующим образом: «... Человеческая игра — это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Игра связана с социальным взаимодействием, и поэтому он считает игрой в чистом виде ролевую игру. Первичным, важнейшим и неразложимым элементом игры, по мнению Д. Б. Эльконина, является игровая роль, определяющая действия игрока. Именно в значении роли проявляется социальная сущность игры. Игры не возникает там, где нет ролей.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн