Психологическая готовность самоопределения. Построение жизненных планов и выбор профессии. Этапы становления профессионального самоопределения

Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок
проигрывает разные профессиональные роли.
Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток
видит себя в мечтах представителем привлекательной
профессии.
Третий этап - предварительный выбор профессии
(подросток и юноша), виды деятельности сортируются и
оцениваются с точки зрения интереса, а затем с точки
зрения ценностей.
Четвертый этап - практическое принятие решения,
собственно выбор профессии - включает два главных
компонента: определение уровня квалификации будуще
го труда, объема и длительности необходимой подготов-
ки к нему, т. е. выбор конкретной специальности. Однако
ориентация на поступление в вуз формируется раньше,
чем созревает выбор конкретной специальности.
Важную роль в принятии решения играет оценка своих
объективных возможностей - материальных условий семьи,
уровня учебной подготовки, состояния здоровья и т. п.
Важнейшими психологическими предпосылками ус-
пешного профессионального самоопределения являются
сформированный интеллектуальный потенциал, адекват-
ная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуля-
ция личности.
Характерное приобретение ранней юности - форми-
рование жизненных планов. Жизненный план как со-
вокупность намерений постепенно становится жизненной
программой, когда предметом размышлений оказывает-
ся не только конечный результат, но и способы его дости-
жения. Главное противоречие жизненной перспективы
юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и
готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих
жизненных целей.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн