Основные виды деятельности взрослого человека.

Становление личности как субъекта познания, труда и
общения протекает во времени и осуществляется на про-
тяжении всего жизненного цикла человека под влиянием
факторов, ускоряющих, замедляющих или задерживаю-
щих развитие.
В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности
является труд, который оказывает развивающее воздей-
ствие на личность в совокупности с такими факторами,
как возраст и образование. Воздействующие на человека
факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность
влияния разнородных явлений на психофизиологические
функции и психические процессы изменяется в ходе он-
тогенеза.
Плодотворной является идея Б. Г. Ананьева о двухфаз-
ности в развитии психофизиологических функций, заклю-
чающейся в соотношении моментов нарастания их «рабо-
тоспособности» в ходе созревания и специализации под
влиянием условий жизни и деятельности. Первая фаза
развития психофизиологических функций представляет
собой фронтальный прогресс в развитии функций от рож-
дения до возрастов зрелости (ранней и средней), вто-
рая - специализацию тех же функций в зрелости. В про-
цессе развития наблюдается не только нарастание
потенциальных возможностей функций, но и снижение их
«работоспособности» или относительная стабилизация.
Двухфазность развития психических функций в разные
периоды жизни взрослого человека проявляется по-раз-
ному. Для ранней зрелости (18-25 лет) свойственны уси-
ленное развитие психических функций, их фронтальный
прогресс. Больше всего оптимальных точек подъема
здесь в уровне развития памяти и мышления. Фронталь-
ный прогресс протекает в этот период в условиях относи-
тельной самостоятельности функционирования памяти,
мышления и внимания, о чем свидетельствует небольшое
число межфункциональных связей.
Вторая фаза развития тех же функций - специализа-
ция - начинает активно проявляться преимущественно
после 26 лет, о чем свидетельствует нарастание внутри-
функциональных и межфункциональных связей. Начиная
с 30 лет специализация психических функций доминиру-
ет, что связано с приобретением жизненного опыта и
профессионального мастерства.
Средства воздействия на человека в период профес-
сиональной подготовки к самостоятельной трудовой дея-
тельности через специализацию психических функций
приводят к рациональному сочетанию общих и специаль-
ных способностей.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн