Характер, системы черт характера, формирование характера.


Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический оттенок. Характер обусловлен культурой человека, его воспитанием. Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства.

Выделяют четыре группы черт характера:
1. отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, коллективизм и противоположенные черты – замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм – склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
4. черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).


Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, добросовестность, ответственность, настойчивость, «деловые» качества, — складываются в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения не подтверждается, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие основы. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся. Изменить характер нельзя, можно изменить лишь черты характера.





Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн