Способности, уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность).


Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Уровни развития способностей:

Одаренность - наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому- либо одному или нескольким видам деятельности. Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деят-ти, а только возможность достижения этого успеха. Одаренность может быть специальной (к одному виду дея-ти) и общей (к разным видам дея-ти).

Талант - это состояние способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно выполнять какую-либо сложную трудовую деят-ть. Это высшая степень развития способностей.

Типы таланта:
1) вербально-лингвистический (способность писать и читать, присущ писателям, журналистам);
2) цифровой (математики);
3) пространственный (дизайнеры и художники);
4) физический (спортсмены, танцоры);
5) личностный, эмоцианальный (отвечает за то, что человек говорит о себе);
6) межличностный (часто политики, торговцы, актеры);
7) талант окружающей среды (дрессировщики, земледельцы).

Гениальность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Гениальность — культурное явление человеческой природы. «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении».

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.





Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн