Развивается ребенок неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические. Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности: 1) Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея. 2) Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями. 3) Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями. Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Динамика развития. 1) К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития. 2) Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. 3) Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. 4) Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.
Концепция Эриксона. Он придерживался т.н. эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий развития. Наиболее существенным вкладом в теорию личностного развития является выделение и описание 8 кризисов: 1) кризис доверия / недоверия (первый год жизни), 2) автономии в противоположность сомнениям и стыду (около 2-3 лет), 3) появление инициативности в противовес чувству вины (от 3 до 6 лет), 4) трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (от 7 до 12), 5) личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18), 6) интимность и общительность в противовес личностной изолированности (около 20), 7) забота о воспитании нового поколения в противоположность "погружению в себя" (30-60), 8) удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (после 60). Становление личности Эриксон понимает как смену этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира и радикальное на основании этого изменение взаимоотношений с другими. В результате этого личность приобретает нечто новое, характерное именно для этого этапа развития, сохраняющееся на всю жизнь. Стадии развития по Эриксону один к одному соотносятся с описанными кризисами. 1) раннее младенчество (0-1), 2) позднее младенчество (1-3), 3) раннее детство (3-5), 4) среднее детство (5-11), 5) половое созревание (11-20), 6) ранняя взрослость (20-45), 7) средняя взрослость (40-45-60), 8) поздняя взрослость (больше 60).
Главная страница =>Психология=>к оглавлению