Соц.ситуация развития и вед. деятельность в младшем школьном возрасте.

Приход ТВ школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью: изменяется ход его жизни и деятельности. Эта также влияет на отношения со взрослыми и сверстниками. Здесь отношения «ребенок-учитель» становится отношением «ребенок-общество». Новая соц.ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организационной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительных действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также умственное развитие. Ребенок переходит от свободного, от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой деятельности: он обязан учиться. Он получает обязанности и новые права.
Ведущая деятельность – учебная, это деятельность, направленная на усвоение культуры и науки, накопленным человеком. Содержанием этой деятельности выступает – взаимосвязанные формы теоретического сознания людей.
Эльконин описал особенности учебной деятельности:
1. Ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством, не изменяя их.
2. Подчиняет свою работы правилам, что формирует высокие формы произвольного управления.
Эльконин указывал, что учебная деятельность имеет структуру:
А) Учебная задача, то, что ученик должен освоить.
Б) Учебное действие – это изменение учебного материала.
В)Важное место занимает действие контроля ( указание на правильность выполнения действия).
Г) Действие оценки.
Божович указала, что решающая роль школьного обучения в развитии психики ребенка зависит как содержания знаний, так и от способа их усвоения. В школьном возрасте впервые появляется усвоение знаний как особая , специфическая деятельность, как учение.

Развитие личности младших школьников.
В возрасте 7-11 лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая подвергается соц.воздействиям. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. В этот период заново перестраивается мативационно-потребностная сфера. У ребенка развивается притязание и признание со стороны взрослых. Он имеет совесть, он знает, что значит: должен, обязан. Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормальному поведению, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Ребенок овладевает своим поведением – сдержано выражают свои эмоции – недовольство, раздражение, зависть, находясь в классе. Чувства как мотивы поведения занимают большое место в жизни ребенка и иную форму , чем у дошкольника. Переживание злости, раздражения может вызвать у младшего школьника агрессивность по отношению к обидевшему его товарищу. В младшем возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать.
Познавательное развитие младших школьников
Это возраст интенсивного интеллектуального развития. Центральным моментом, по Эльконину, становится формирование отвлеченного словесно-логического и рассуждающего мышления, возникновение которого перестраивает другие познавательные процессы детей. Важной особенностью является – осознание своих собственных изменений в результате учебной деятельности, что связано с зарождением рефлексии.
Восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (внимание, мышление) приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. Развитие внимание связано с расширением объема и умением распределять его между разными видами действий. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу, идет интенсивное формирование приемов запоминания, это связано с формированием приемов у детей осмысленного запоминания, приемов воспроизведения, приемов самоконтроля за результатами запоминания. Память в этом возрасте развивается под влиянием обучения в 2х направлениях: усиливается роль и удельный вес словесно-логического смыслового запоминания и овладение ребенком возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявление. Развивается репродуктивное воображение (воссоздание образа действительности в изучаемом предмете). Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер. Выготский считал этот возраст – развитием понятийного мышления. Формирование научных понятий в младшем школьном возрасте только начинается. Оно продолжится в подростковом возрасте и станет основой теоретического мышления.


Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн