Зарубежные теории кризиса подросткового возраста.


Фельдштейн указывал, что первый кто обратил внимание на явление подросткового возраста – это Руссо в своем романе «Эмиль», вышедший в 1762г. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как «второе рождение», подчеркнул важную особенность данного периода – рост самосознания. Далее эту разработку продолжил Холл, значительной частью концепции стало представление о промежуточности, переходности данного этапа. С этим связаны такие негативные характеристики как трудновоспитуемость, конфликтность, эмоц.неустойчивость и т.д. Вслед за Холлом западные теоретики вносят в это понятие негативное содержание, понимая кризис как распад структуры психики. Объяснения причин кризиса также солидарны с Холлом, что эти явления порождаются сексуальными и физиологическими изменениями, происходящими подростками. Бенедикт отмечал, что поведение взрослых связано с вещами, которые запрещены детям и вместо того, чтобы помощь детям преодолеть разрыв, когда те пытаются проявить самостоятельность, либо игнорируют эти попытки, либо вступают с ребенком в конфликт. И была поставлена проблема зависимости конкретных форм развития от особенностей технологии обучения и воспитания и выдвинута гипотеза - причина подросткового кризиса заключается в различии норм поведения для взрослых и детей. Подростковый период Шпрангер рассматривал внутри юношеского возраста, у девушек 13-19 лет, у юношей 14-22 года. Первая фаза связана 14-17лет, характеризуется кризисом и связана со стремлением к освобождению от детской зависимости. Главное новообразование – открытие Я, возникновение рефлексии, осознание индивидуальности. Но Шпрангер недооценил вед. роль практической деятельности. Теоретические положения Шпрангера конкретизировал Бюллер. Он выделил в юношеском периоде две фазы: негативную и позитивную. У девочек эта фаза начинается в 11-13лет, у мальчиков в 14-16 лет. Штерн рассматривал подростковый период как один из этапов формирования личности. Согласно его взглядам, человек остается молодым до сих пор, пока он к чему то стремиться, пока он имеет перед собой цель, пока он знает, что за одной стадией, которую он достиг, есть другая – высшая. Фрейд, в своем психоанализе связывает подростковый кризис с фактом полового созревания, хотя было доказано отсутствие однозначной связи между этими явлениями .Салливен в своей теории поставил проблему - генезиса общения. Он приписал движущее начало не биологическим потребностям, а социальным. По Пиаже этот возраст характеризуется тем, что у ребенка созревает способность к формальным операциям без опоры на конкретные свойства объекта, появляется склонность к построению гипотез. Колберга интересует генезис морального сознания, которое предстает как процесс преобразования и внутр. организации тех норм и правил, которые представляются обществом. Эриксон, исходя из «задач развитии», выделяет в жизни человека 8 стадий, каждая стадия связаны со всеми остальными. Подростковый возраст приходится на пятую стадию жизненного цикла, задачей которого является достижение личностного самоопределения, этот процесс связан с тем, каким образом общество воспроизводит свою культуру и образ жизни. Анализируя зарубежные концепции кризиса подросткового периода, Фельдштейн делает вывод о том, что эти концепции оказались не способными переделать специфику развития человеческого индивида как исторического существа, раскрыть его общественно-историческую природу.

Главная страница =>Психология=>к оглавлению

сайт www.e-shpora.ru - шпаргалки онлайн